Ткацкое ремесло
Статья размещена в третьем выпуске журнала Аврора
ТКАЦКОЕ РЕМЕСЛО
Ткани по своей структуре могут быть самыми разнообразными:
- тканые (ситец, бязь, сатин и многие другие);
- нетканые (салфетки, детские подгузники, спецодежда и даже подушки безопасности в машине);
- трикотажные (начиная от тонкой бельевой кулирной глади и заканчивая плотным футером с начёсом).
В этом выпуске мы рассмотрим, как создают тканые полотна.
Во втором выпуске мы обсудили, как получают хлопковое волокно и производят из него нить. Давай теперь разберёмся, как нити сплетают друг с другом в ткань.
Ещё древние люди научились ткать полотна. Первобытные ткацкие станки (рисунок 1) были довольно просты: на раму натягивались нити основы (долевые нити). Между ними с помощью челнока вплетались уточные нити. Челнок пропускался между нитями основы, и ряд за рядом образовывалось полотно.
Рисунок 1
Процесс продевания челнока отнимал очень много времени. Поэтому люди придумали такой станок, который мог разделять долевые нити. Он представлял довольно сложную конструкцию (рисунок 2, 3) и занимал много места. При нажатии на педаль такого станка нити основы разделялись на верхние и нижние, образуя зазор, через который пропускался челнок с уточной нитью. При нажатии на другую педаль верхние нити основы опускались, а нижние поднимались, чтобы снова пропустить челнок. Этот процесс повторялся многократно, в результате чего получалась ткань.
Рисунок 2 Рисунок 3
Знаешь ли ты, как называли человека, который работал на таком станке? Подсказку на этот вопрос ты можешь найти в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Современные ткацкие станки автоматизированы и имеют высокую производительность, они позволяют ткать полотна с самыми сложными узорами. На некоторых из них можно изготовить ткань шириной 3 метра и более.
Ткань состоит из долевых и утóчных нитей.
Долевые нити (основа) направлены вдоль полотна и являются опорными. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка, поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон. Иногда их дополнительно укрепляют клеевым раствором.
Перпендикулярно основе располагаются уточные нити (утóк). На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования и, соответственно, они менее прочные (рисунок 4).
Рисунок 4
Поскольку нити основы растягиваются во время изготовления полотна, то после стирки ткань даёт значительную усадку (то есть уменьшается) именно по направлению долевой нити.
В связи с этим при раскрое необходимо учитывать два правила.
Правило 1. Основные детали одежды располагают на полотне так, чтобы их вертикальное направление в готовом изделии совпадало с направлением долевой нити (рисунок 5А). Это правило не всегда строго соблюдается: в особых случаях детали могут располагаться по уточной нити или даже по диагонали («по косой»).
Правило 2. Одинаковые части одежды должны быть раскроены параллельно друг другу, поскольку в процессе носки и после стирки они растягиваются и (или) дают усадку. При несоблюдении этого правила можно получить, например, брюки с разными по длине и ширине штанинами.
Правило 3. Если на ткани есть направление рисунка или ворса, детали необходимо раскладывать в одном направлении (рисунок 5Б). Если нет – детали одежды можно разместить в противоположных направлениях для экономии ткани.
Для кукольной одежды необходимо соблюдать последние два правила, первое же не является строгим из-за незначительного размера деталей.
Чтобы определить направление долевой нити, достаточно найти кромку – она всегда параллельна основе. Если кромки нет, то нужно растянуть полотно в обоих направлениях. По направлению уточной нити ткань растягивается лучше.
Рисунок 5А Рисунок 5Б
Нити в тканях могут переплетаться разными способами. От вида переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Ниже представлены некоторые из них (для наглядности долевые нити обозначены белым цветом, а уточные нити – цветные).
ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Полотняное плетение – самое простое плетение. Долевая и уточная нити чередуются одна через одну. Таким плетением первобытные люди изготавливали самые первые полотна. Ткани полотняного плетения часто используют для домашнего текстиля.
Саржевое плетение образует на поверхности ткани диагональный рубчик. Это более плотное плетение, поэтому из таких тканей часто изготавливают спецодежду, военную форму и верхнюю одежду. Джинсовая ткань также имеет саржевое переплетение.
Сатиновое и атласное плетение. Долевые и уточные нити чередуются одна через четыре (пять, а иногда и шесть). Если на лицевой стороне полотна преобладают уточные нити, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если на лицевой стороне преобладают долевые нити, то ткань называется атлáсом, а переплетение атласным. Такие схемы обеспечивают полотну гладкую поверхность и при использовании шелковистых нитей позволяют наилучшим образом подчеркнуть их блеск. Сатин Атлас
ПРОИЗВОДНЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Усложняя основные схемы плетения, получают производные варианты.
Репс и рогожка являются производными схемами полотняного плетения.На поверхности репса образуется горизонтальный рубчик, а на поверхности рогожки – крупные квадраты в шахматном порядке. Репс Рогожка
От саржевого плетения образовались такие схемы, как усиленная, сложная, ломаная и обратная саржа.Усиленная саржа имеет на поверхности широкие рельефные диагональные полосы.Сложная саржа отличается наличием диагональных полос разной ширины. Полосы на ломаной сарже меняют своё направление, образуя рисунок в виде ёлочки.На обратной сарже полосы также меняют своё направление и, помимо этого, в местах излома вертикально смещаются на ширину одной полосы.
Усиленная саржа Сложная саржа
Ломаная саржа Обратная саржа
Производной схемой сатинового плетения является усиленный сатин. Он отличается от схемы простого сатина тем, что уточную нить перекрывают сдвоенные долевые.
Усиленный сатин
СХЕМЫ С ПРОДОЛЬНЫМИ И ПОПЕРЕЧНЫМИ ПОЛОСАМИ
Чередуя по цвету равное количество долевых и уточных нитей на основных и производных схемах, можно получить множество узоров. Так, при чередовании цветных полос на полотняной схеме, получится рисунок в виде клеток;
на саржевой схеме – те же клетки, но соединённые между собой диагоналями; на схеме усиленной саржи – рисунок, напоминающий птичий след, который так и называют «гусиная лапка»; на схеме обратной саржи образуется рисунок в виде квадратов с завитками, который получил название «пепита». На представленных схемах долевые и уточные нити чередуются по цвету через четыре. Чем больше нитей в одной цветовой полосе (шесть, восемь, двенадцать), тем узор получается крупнее и чётче.
Добавляя цветá и меняя ширину полос, можно получить различные рисунки.
КОМБИНИРОВАННЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Совмещая простые и производные схемы переплетения, получают множество мелкоузорчатых вариантов. Некоторые из них настолько прижились в текстильной промышленности, что образовали целую категорию тканей. К таким видам плетения можно отнести вафельное и креповое.
Другие варианты не столь популярны, однако не менее интересны.
Если присмотреться, то каждая схема состоит из фрагментов, которые периодически повторяются. Такой фрагмент называется раппортом. Раппорт состоит из определённого числа долевых и уточных нитей, и чем схема сложнее, тем больше нитей в одном раппорте. Так, на полотняном плетении раппорт всего 2 х 2, на саржевом – 3 х 3, а на вафельном – 8 х 8.
ЖАККАРДОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Узоры на полотнах ткали вручную с незапамятных времён. Такая работа требовала значительного усердия, сосредоточенности и отнимала много времени.
В 1804 году французский ткач Жозеф Мари Жаккар, пожелавший облегчить этот труд, придумал особый ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткань с крупным сложным цветным узором из нескольких систем долевых и уточных нитей (рисунок 6).
Рисунок 6
Такой станок позволял управлять отдельно каждой нитью. Это предоставило возможность ткачам создавать полотна с крупными узорами за короткий срок. Жаккар приобрёл известность как изобретатель, а ткань, изготовленную на его станках, стали называть жаккардом. Французский император Наполеон высоко оценил изобретение Жаккара и назначил ему солидную пенсию до конца жизни.
ГОБЕЛЕН (ШПАЛЕРА)
Гобелен (шпалера) – это односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный перекрёстным плетением нитей. Ткать шпалеры умели ещё в Древнем Египте, а вот называться гобеленом они стали намного позднее. Такое название произошло от французской мануфактуры братьев Гобеленов, которая была основана в 1601 году.
Техника ручного ткачества трудоёмка и требует от мастера опытности и художественных познаний. Хорошим ткачом может быть только художник, отличающийся от настоящего лишь тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Один мастер может выполнить вручную за год около 1—1,5 м² шпалеры, поэтому на протяжении долгого времени, такие изделия могли позволить себе лишь богатые люди.
Самым первым устройством для создания шпалер была рама с натянутыми нитями основы, впоследствии гобелены стали ткать на жаккардовых станках. Сейчас их производят на современных автоматизированных машинах.
Вот так из обыкновенного ремесла может получиться настоящее искусство!
Репс Рогожка
Добавляя цветá и меняя ширину полос, можно получить различные рисунки.
КОМБИНИРОВАННЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Совмещая простые и производные схемы переплетения, получают множество мелкоузорчатых вариантов. Некоторые из них настолько прижились в текстильной промышленности, что образовали целую категорию тканей. К таким видам плетения можно отнести вафельное и креповое.
Другие варианты не столь популярны, однако не менее интересны.
Если присмотреться, то каждая схема состоит из фрагментов, которые периодически повторяются. Такой фрагмент называется раппортом. Раппорт состоит из определённого числа долевых и уточных нитей, и чем схема сложнее, тем больше нитей в одном раппорте. Так, на полотняном плетении раппорт всего 2 х 2, на саржевом – 3 х 3, а на вафельном – 8 х 8.
ЖАККАРДОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Узоры на полотнах ткали вручную с незапамятных времён. Такая работа требовала значительного усердия, сосредоточенности и отнимала много времени.
В 1804 году французский ткач Жозеф Мари Жаккар, пожелавший облегчить этот труд, придумал особый ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткань с крупным сложным цветным узором из нескольких систем долевых и уточных нитей (рисунок 6).
Рисунок 6
Такой станок позволял управлять отдельно каждой нитью. Это предоставило возможность ткачам создавать полотна с крупными узорами за короткий срок. Жаккар приобрёл известность как изобретатель, а ткань, изготовленную на его станках, стали называть жаккардом. Французский император Наполеон высоко оценил изобретение Жаккара и назначил ему солидную пенсию до конца жизни.
ГОБЕЛЕН (ШПАЛЕРА)
Гобелен (шпалера) – это односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный перекрёстным плетением нитей. Ткать шпалеры умели ещё в Древнем Египте, а вот называться гобеленом они стали намного позднее. Такое название произошло от французской мануфактуры братьев Гобеленов, которая была основана в 1601 году.
Техника ручного ткачества трудоёмка и требует от мастера опытности и художественных познаний. Хорошим ткачом может быть только художник, отличающийся от настоящего лишь тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Один мастер может выполнить вручную за год около 1—1,5 м² шпалеры, поэтому на протяжении долгого времени, такие изделия могли позволить себе лишь богатые люди.
Самым первым устройством для создания шпалер была рама с натянутыми нитями основы, впоследствии гобелены стали ткать на жаккардовых станках. Сейчас их производят на современных автоматизированных машинах.
Вот так из обыкновенного ремесла может получиться настоящее искусство!