![Ткацкое ремесло Ткацкое ремесло](https://avroramoda.ru/image/cache/catalog/blog/3tkackoeremeslo/polotnyanoeprozrachnijfon-848x424.png)
Ткацкое ремесло
Статья размещена в третьем выпуске журнала Аврора
![]()
![]()
![]()
ТКАЦКОЕ РЕМЕСЛО
Ткани по своей структуре могут быть самыми разнообразными:
- тканые (ситец, бязь, сатин и многие другие);
- нетканые (салфетки, детские подгузники, спецодежда и даже подушки безопасности в машине);
- трикотажные (начиная от тонкой бельевой кулирной глади и заканчивая плотным футером с начёсом).
В этом выпуске мы рассмотрим, как создают тканые полотна.
Во втором выпуске мы обсудили, как получают хлопковое волокно и производят из него нить. Давай теперь разберёмся, как нити сплетают друг с другом в ткань.
Ещё древние люди научились ткать полотна. Первобытные ткацкие станки (рисунок 1) были довольно просты: на раму натягивались нити основы (долевые нити). Между ними с помощью челнока вплетались уточные нити. Челнок пропускался между нитями основы, и ряд за рядом образовывалось полотно.
Рисунок 1
Процесс продевания челнока отнимал очень много времени. Поэтому люди придумали такой станок, который мог разделять долевые нити. Он представлял довольно сложную конструкцию (рисунок 2, 3) и занимал много места. При нажатии на педаль такого станка нити основы разделялись на верхние и нижние, образуя зазор, через который пропускался челнок с уточной нитью. При нажатии на другую педаль верхние нити основы опускались, а нижние поднимались, чтобы снова пропустить челнок. Этот процесс повторялся многократно, в результате чего получалась ткань.
Рисунок 2 Рисунок 3
Знаешь ли ты, как называли человека, который работал на таком станке? Подсказку на этот вопрос ты можешь найти в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Современные ткацкие станки автоматизированы и имеют высокую производительность, они позволяют ткать полотна с самыми сложными узорами. На некоторых из них можно изготовить ткань шириной 3 метра и более.
Ткань состоит из долевых и утóчных нитей.
Долевые нити (основа) направлены вдоль полотна и являются опорными. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка, поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон. Иногда их дополнительно укрепляют клеевым раствором.
Перпендикулярно основе располагаются уточные нити (утóк). На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования и, соответственно, они менее прочные (рисунок 4).
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/rulon.png)
Рисунок 4
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/rulon.png)
Поскольку нити основы растягиваются во время изготовления полотна, то после стирки ткань даёт значительную усадку (то есть уменьшается) именно по направлению долевой нити.
В связи с этим при раскрое необходимо учитывать два правила.
Правило 1. Основные детали одежды располагают на полотне так, чтобы их вертикальное направление в готовом изделии совпадало с направлением долевой нити (рисунок 5А). Это правило не всегда строго соблюдается: в особых случаях детали могут располагаться по уточной нити или даже по диагонали («по косой»).
Правило 2. Одинаковые части одежды должны быть раскроены параллельно друг другу, поскольку в процессе носки и после стирки они растягиваются и (или) дают усадку. При несоблюдении этого правила можно получить, например, брюки с разными по длине и ширине штанинами.
Правило 3. Если на ткани есть направление рисунка или ворса, детали необходимо раскладывать в одном направлении (рисунок 5Б). Если нет – детали одежды можно разместить в противоположных направлениях для экономии ткани.
Для кукольной одежды необходимо соблюдать последние два правила, первое же не является строгим из-за незначительного размера деталей.
Чтобы определить направление долевой нити, достаточно найти кромку – она всегда параллельна основе. Если кромки нет, то нужно растянуть полотно в обоих направлениях. По направлению уточной нити ткань растягивается лучше.
Рисунок 5А Рисунок 5Б
Нити в тканях могут переплетаться разными способами. От вида переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Ниже представлены некоторые из них (для наглядности долевые нити обозначены белым цветом, а уточные нити – цветные).
ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Полотняное плетение – самое простое плетение. Долевая и уточная нити чередуются одна через одну. Таким плетением первобытные люди изготавливали самые первые полотна. Ткани полотняного плетения часто используют для домашнего текстиля.![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/polotnyanoe.jpg)
Саржевое плетение образует на поверхности ткани диагональный рубчик. Это более плотное плетение, поэтому из таких тканей часто изготавливают спецодежду, военную форму и верхнюю одежду. Джинсовая ткань также имеет саржевое переплетение. ![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/sarzha.jpg)
Сатиновое и атласное плетение. Долевые и уточные нити чередуются одна через четыре (пять, а иногда и шесть). Если на лицевой стороне полотна преобладают уточные нити, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если на лицевой стороне преобладают долевые нити, то ткань называется атлáсом, а переплетение атласным. Такие схемы обеспечивают полотну гладкую поверхность и при использовании шелковистых нитей позволяют наилучшим образом подчеркнуть их блеск.
Сатин Атлас
ПРОИЗВОДНЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Усложняя основные схемы плетения, получают производные варианты.
Репс и рогожка являются производными схемами полотняного плетения.На поверхности репса образуется горизонтальный рубчик, а на поверхности рогожки – крупные квадраты в шахматном порядке.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/rogozhka.jpg)
Репс Рогожка
От саржевого плетения образовались такие схемы, как усиленная, сложная, ломаная и обратная саржа.Усиленная саржа имеет на поверхности широкие рельефные диагональные полосы.Сложная саржа отличается наличием диагональных полос разной ширины. Полосы на ломаной сарже меняют своё направление, образуя рисунок в виде ёлочки.На обратной сарже полосы также меняют своё направление и, помимо этого, в местах излома вертикально смещаются на ширину одной полосы.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/slozhnayasarzha.png)
Усиленная саржа Сложная саржа
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/obratnayasarzha.jpg)
Ломаная саржа Обратная саржа
Производной схемой сатинового плетения является усиленный сатин. Он отличается от схемы простого сатина тем, что уточную нить перекрывают сдвоенные долевые.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/usilennijsatin.jpg)
Усиленный сатин
СХЕМЫ С ПРОДОЛЬНЫМИ И ПОПЕРЕЧНЫМИ ПОЛОСАМИ
Чередуя по цвету равное количество долевых и уточных нитей на основных и производных схемах, можно получить множество узоров. Так, при чередовании цветных полос на полотняной схеме, получится рисунок в виде клеток;
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/kletkapolotnyanaya.png)
на саржевой схеме – те же клетки, но соединённые между собой диагоналями; на схеме усиленной саржи – рисунок, напоминающий птичий след, который так и называют «гусиная лапка»; на схеме обратной саржи образуется рисунок в виде квадратов с завитками, который получил название «пепита». На представленных схемах долевые и уточные нити чередуются по цвету через четыре. Чем больше нитей в одной цветовой полосе (шесть, восемь, двенадцать), тем узор получается крупнее и чётче.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/kletkalapkapepita.png)
Добавляя цветá и меняя ширину полос, можно получить различные рисунки.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/obrazci.png)
КОМБИНИРОВАННЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Совмещая простые и производные схемы переплетения, получают множество мелкоузорчатых вариантов. Некоторые из них настолько прижились в текстильной промышленности, что образовали целую категорию тканей. К таким видам плетения можно отнести вафельное и креповое.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/vafelnoeikrepovoe.png)
Другие варианты не столь популярны, однако не менее интересны.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/proizvodniedrugie.png)
Если присмотреться, то каждая схема состоит из фрагментов, которые периодически повторяются. Такой фрагмент называется раппортом. Раппорт состоит из определённого числа долевых и уточных нитей, и чем схема сложнее, тем больше нитей в одном раппорте. Так, на полотняном плетении раппорт всего 2 х 2, на саржевом – 3 х 3, а на вафельном – 8 х 8.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/rapport.png)
ЖАККАРДОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Узоры на полотнах ткали вручную с незапамятных времён. Такая работа требовала значительного усердия, сосредоточенности и отнимала много времени.
В 1804 году французский ткач Жозеф Мари Жаккар, пожелавший облегчить этот труд, придумал особый ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткань с крупным сложным цветным узором из нескольких систем долевых и уточных нитей (рисунок 6).
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/stanokZHakkara.png)
Рисунок 6
Такой станок позволял управлять отдельно каждой нитью. Это предоставило возможность ткачам создавать полотна с крупными узорами за короткий срок. Жаккар приобрёл известность как изобретатель, а ткань, изготовленную на его станках, стали называть жаккардом. Французский император Наполеон высоко оценил изобретение Жаккара и назначил ему солидную пенсию до конца жизни.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/zhakkard.png)
ГОБЕЛЕН (ШПАЛЕРА)
Гобелен (шпалера) – это односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный перекрёстным плетением нитей. Ткать шпалеры умели ещё в Древнем Египте, а вот называться гобеленом они стали намного позднее. Такое название произошло от французской мануфактуры братьев Гобеленов, которая была основана в 1601 году.
Техника ручного ткачества трудоёмка и требует от мастера опытности и художественных познаний. Хорошим ткачом может быть только художник, отличающийся от настоящего лишь тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Один мастер может выполнить вручную за год около 1—1,5 м² шпалеры, поэтому на протяжении долгого времени, такие изделия могли позволить себе лишь богатые люди.
Самым первым устройством для создания шпалер была рама с натянутыми нитями основы, впоследствии гобелены стали ткать на жаккардовых станках. Сейчас их производят на современных автоматизированных машинах.
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/gobelen.png)
Вот так из обыкновенного ремесла может получиться настоящее искусство!
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/raskroj.png)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/polotnyanoe.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/sarzha.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/satin.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/atlas.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/repsovoe.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/rogozhka.jpg)
Репс Рогожка
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/usilennayasarzha.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/slozhnayasarzha.png)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/lomanayasarzha.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/obratnayasarzha.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/usilennijsatin.jpg)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/kletkapolotnyanaya.png)
![](https://avroramoda.ru/image/catalog/blog/3tkackoeremeslo/kletkalapkapepita.png)
Добавляя цветá и меняя ширину полос, можно получить различные рисунки.
КОМБИНИРОВАННЫЕ СХЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ
Совмещая простые и производные схемы переплетения, получают множество мелкоузорчатых вариантов. Некоторые из них настолько прижились в текстильной промышленности, что образовали целую категорию тканей. К таким видам плетения можно отнести вафельное и креповое.
Другие варианты не столь популярны, однако не менее интересны.
Если присмотреться, то каждая схема состоит из фрагментов, которые периодически повторяются. Такой фрагмент называется раппортом. Раппорт состоит из определённого числа долевых и уточных нитей, и чем схема сложнее, тем больше нитей в одном раппорте. Так, на полотняном плетении раппорт всего 2 х 2, на саржевом – 3 х 3, а на вафельном – 8 х 8.
ЖАККАРДОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ
Узоры на полотнах ткали вручную с незапамятных времён. Такая работа требовала значительного усердия, сосредоточенности и отнимала много времени.
В 1804 году французский ткач Жозеф Мари Жаккар, пожелавший облегчить этот труд, придумал особый ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткань с крупным сложным цветным узором из нескольких систем долевых и уточных нитей (рисунок 6).
Рисунок 6
Такой станок позволял управлять отдельно каждой нитью. Это предоставило возможность ткачам создавать полотна с крупными узорами за короткий срок. Жаккар приобрёл известность как изобретатель, а ткань, изготовленную на его станках, стали называть жаккардом. Французский император Наполеон высоко оценил изобретение Жаккара и назначил ему солидную пенсию до конца жизни.
ГОБЕЛЕН (ШПАЛЕРА)
Гобелен (шпалера) – это односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный перекрёстным плетением нитей. Ткать шпалеры умели ещё в Древнем Египте, а вот называться гобеленом они стали намного позднее. Такое название произошло от французской мануфактуры братьев Гобеленов, которая была основана в 1601 году.
Техника ручного ткачества трудоёмка и требует от мастера опытности и художественных познаний. Хорошим ткачом может быть только художник, отличающийся от настоящего лишь тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Один мастер может выполнить вручную за год около 1—1,5 м² шпалеры, поэтому на протяжении долгого времени, такие изделия могли позволить себе лишь богатые люди.
Самым первым устройством для создания шпалер была рама с натянутыми нитями основы, впоследствии гобелены стали ткать на жаккардовых станках. Сейчас их производят на современных автоматизированных машинах.
Вот так из обыкновенного ремесла может получиться настоящее искусство!