Ткацкое ремесло

Ткацкое ремесло

Автор: Дата: 10.04.2019 Просмотров: 887 Комментарии: 0

Статья размещена в третьем выпуске журнала Аврора


ТКАЦКОЕ РЕМЕСЛО

Ткани по своей структуре могут быть самыми разнообразными:
- тканые (ситец, бязь, сатин и многие другие);
- нетканые (имеют самое различное применение: салфетки, детские подгузники, спецодежда и даже подушки безопасности в машине);
- трикотажные (начиная от тонкого бельевого и заканчивая плотным футером с начёсом).
В этом выпуске мы рассмотрим, как создают тканые полотна.
Во втором выпуске мы обсудили, как получают хлопковое волокно и производят из него нить. Давай теперь разберёмся, как  нити сплетают друг с другом в ткань.
Еще древние люди научились ткать полотна. Первобытные ткацкие станки были довольно просты: на раму натягивались нити основы (долевые нити). Между ними, с помощью челнока вплетались уточные нити. Челнок пропускался между нитями основы и ряд за рядом образовывалось полотно.


Процесс продевания  челнока отнимал очень много времени. Поэтому люди придумали  станок, который мог разделять долевые нити. Такой станок представлял довольно сложную конструкцию и занимал много места. При нажатии на педаль такого станка, нити основы разделялись на верхние и нижние, образуя зазор, через который пропускался челнок с уточной нитью. При нажатии на другую педаль, верхние нити основы опускались вниз, а нижние поднимались вверх, чтобы снова пропустить челнок. Этот процесс повторялся многократно, в результате чего получалась ткань.


 



Знаешь ли ты, как называли человека, который работал на таком станке? Подсказку на этот вопрос ты можешь найти в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».


Ткань состоит из долевых и уточных нитей.
Долевые нити (нити основы) направлены вдоль полотна и являются опорными. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон. Иногда долевые нити дополнительно укрепляют клеевым раствором.
Перпендикулярно основе располагаются уточные нити. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.
Поскольку нити основы растягиваются во время изготовления полотна, то после стирки ткань даёт значительную усадку (то есть уменьшается) именно по направлению долевой нити.




Современные ткацкие станки автоматизированные и имеют высокую производительность, они позволяют ткать полотна с самыми сложными узорами. На некоторых из них можно ткать полотна  шириной 3 метра и более.

        



Основные схемы плетения

(Для наглядности долевые нити обозначены белы цветом, а уточные нити цветные).


Полотняное плетение - самое простое плетение. Долевая и уточная нити чередуются одна через одну. Таким плетением первобытные люди изготавливали самые первые полотна. Полотняные ткани часто используют для домашнего текстиля.


полотняное

Саржевое плетение образует на поверхности ткани диагональный рубчик. Это более плотное плетение, поэтому из таких тканей часто изготавливают спецодежду, военную форму и верхнюю одежду. Джинсовая ткань также имеет саржевое переплетение.  



саржевое

Сатиновое и атласное плетение. Ткани с таким переплетением имеют гладкую поверхность с повышенным блеском. Долевые и уточные нити чередуются одна через четыре (пять, а иногда и шесть). Если на лицевой стороне полотна преобладают уточные нити, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым. Если на лицевой стороне преобладают долевые нити, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.


   

сатиновое                                     атласное



Производные схемы плетения
Усложняя основные схемы переплетения, можно получить большое количество производных вариантов.



рогожка


репсовое

    

усиленная саржа                                           сложная саржа

   

   ломанная саржа                                           обратная саржа


усиленный сатин



Схемы с продольными и поперечными полосами
Чередуя цвета долевых и уточных нитей в основных и производных схемах, можно получить множество узоров (клеточки, крестики, ромбики, гусиные лапки и пр.) На представленных схемах долевые нити чередуются по цвету через четыре. Уточные нити имеют такое же чередование. Чем больше нитей в одной полосе (шесть, восемь, двенадцать), тем узор крупнее и чётче.


полотняное


усиленная саржа


обратная саржа



Комбинированные схемы плетения

Совмещая простые и производные схемы переплетения получают множество мелкоузорчатых вариантов переплетения.


вафельное плетение





креповое плетение





алмазное плетение





Существует ещё множество вариантов более сложных плетений, например, полотно с двумя видами уточных нитей имеет двухлицевое плетение; полотно с двумя видами уточных нитей и двумя (тремя) видами долевых нитей имеет двухслойное плетение. Такие ткани имеют большую плотность и толщину, а следовательно они более тёплые. Это, как правило, пальтовые ткани (драп, сукно).



Жаккардовое плетение
Узоры на полотнах ткали вручную с незапамятных времён. В 1801 году француз Жозеф Мари Жаккар придумал особый ткацкий станок, на котором можно было изготавливать ткань с крупным сложным цветным узором из нескольких систем долевых и уточных нитей. Такой станок позволял управлять отдельно каждой нитью. Это предоставило возможность ткачам создавать уникальный на то время материал из многочисленного количества нитей. Такую ткань стали называть жаккардом. Французский император Наполеон высоко оценил изобретение Жаккара и назначил ему солидную пенсию. 





Гобелен (шпалера)
Это односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный перекрёстным переплетением нитей. Ткать шпалеры умели ещё в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Название «Гобелен» ткань получила намного позднее от французской мануфактуры братьев Гобеленов, которая была основана в 1601 году. Техника ручного ткачества трудоёмка и требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только художник, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Один мастер может выполнить вручную за год около 1—1,5 м² шпалеры, поэтому эти изделия были доступны только состоятельным заказчикам. 
Самым первым устройством для создания шпалер была рама с натянутыми нитями основы, в последствии гобелены стали ткать на жаккардовых станках. Сейчас их производят на современных автоматизированных машинах.





Вот так просто из обыкновенного ремесла может получиться искусство!


Ты сама можешь попробовать соткать небольшое полотно. Для этого понадобится игрушечный ткацкий станок (такой можно приобрести в магазине игрушек). В набор, как правило, входит рама, челнок, нитки и схемы плетения.



С помощью такого станка ты можешь сделать для своей куклы коврик, мягкий плед или даже шарфик.

Начинай с самых простых полотен, постепенно усложняя плетение. Схемы с рисунками требуют внимательности и умения. Начинающей ткачихе в них легко запутаться. Для начала выбери самое простое полотняное плетение.

Натяни на раму нити основы, согласно схеме и свяжи концы узелком. Нити основы должны быть натянуты достаточно туго.




С помощью челнока продевай уточную нить через долевые, согласно выбранной схеме .

После того, как уточная нить заполнит все пространство, сними петли, разрежь их и свяжи узелочками, как на верхнем примере.

Если хочешь оставить ровные края, как на нижнем примере, уточные нити во время плетения прижимай очень плотно друг к другу, а после того как снимешь петли, распредели равномерно уток, заполняя пустое пространство.




Теги: Схемы плетения, ткацкие станки, полотняное плетение, саржевое плетение, атласное и сатиновое плетение, ломанная саржа, усиленная саржа, сложная саржа, обратная саржа, усиленный сатин, вафельное плетение, алмазное плетение, креповое плетение, жаккард, гобе

Связанные товары

Комментарии

Написать комментарий